Пульсация потенциала общей точки трехфазной и пятифазной обмоток двигателя относительно «нуля» преобразователя

  • Владимир [Vladimir] Михайлович [M.] Терешкин [Tereshkin]
  • Иршат [Irshat] Лутфуллович [L.] Аитов [Aitov]
  • Дмитрий [Dmitriy] Анатольевич [A.] Гришин [Grishin]
  • Вячеслав [Vyacheslav] Владимирович [V.] Терешкин [Tereshkin]
Ключевые слова: пятифазная обмотка двигателя с вращающимся полем, пульсация потенциала общей точки пятифазной обмотки двигателя, амплитудная модуляция пространственно-временного вектора напряжения, вибрация электромагнитного происхождения

Аннотация

Цель исследования — определение характера пульсаций потенциалов общей точки трехфазной и пятифазной обмоток двигателя (схема соединения обмоток — «звезда») относительно «нуля» преобразователя. 

Одним из «резервов» снижения вибраций электромагнитного происхождения электродвигателя с вращающимся полем является увеличение числа фаз рабочей обмотки. Предмет исследования — пятифазная обмотка двигателя, подключенная к мостовому преобразователю, а именно, — её способность к снижению вибраций электромагнитного происхождения (по сравнению с трехфазной обмоткой).

Изучен режим пульсаций потенциалов общей точки и предложен подход к оценке амплитудной модуляции пространственно-временного вектора напряжения трехфазной и пятифазной обмоток под воздействием пульсации потенциала общей точки относительно «нуля» преобразователя.

При проведении теоретических исследований использован метод разложения в ряд Фурье, а также методы векторного анализа. Для подтверждения теоретических результатов проведены экспериментальные исследования макетных образцов трехфазного и пятифазного синхронных двигателей с индукторами на основе постоянных магнитов.

Основные результаты показывают, что при увеличении количества фаз рабочей обмотки двигателя с вращающимся полем, подключенного к мостовому преобразователю, амплитуда пульсации потенциала общей точки относительно «нуля» преобразователя уменьшается, а частота пульсации возрастает. Произведение амплитуды пульсации на частоту остается неизменной величиной. Предполагается, что пульсация потенциала общей точки многофазной обмотки двигателя относительно «нуля» преобразователя формирует амплитудную модуляцию пространственно-временного вектора напряжения. При увеличении количества фаз обмотки амплитуда модуляции уменьшается, а частота модуляции увеличивается.

Пятифазный двигатель имеет меньший уровень пульсаций потенциала общей точки рабочей обмотки относительно «нуля» преобразователя по сравнению с трехфазным двигателем. Это позволяет предположить снижение уровня вибраций электромагнитного происхождения при простом алгоритме работы преобразователя. Результаты могут быть использованы при создании электротяги с векторным управлением на основе многофазных двигателей.

При увеличении количества фаз амплитуда пульсаций потенциала общей точки многофазной обмотки относительно «нуля» преобразователя уменьшается, а частота пульсаций возрастает. Так, амплитуда пульсаций пятифазной обмотки по сравнению с трехфазной обмоткой меньше в 5/3 раз, а частота пульсаций возрастает, соответственно, в 5/3 раз. При увеличении количества фаз рабочей обмотки амплитудная модуляция результирующего пространственно-временного вектора напряжения снижается. Этот фактор положительно влияет на вибрации электромагнитного происхождения.

Сведения об авторах

Владимир [Vladimir] Михайлович [M.] Терешкин [Tereshkin]

кандидат техничеcких наук, доцент кафедры электромеханики Уфимского государственного авиационного технического университета, e-mail: tvm53@mail.ru

Иршат [Irshat] Лутфуллович [L.] Аитов [Aitov]

кандидат технических наук,  доцент кафедры информационно-измерительной техники Уфимского государственного авиационного технического университета, e-mail: aitov-irshat@mail.ru

Дмитрий [Dmitriy] Анатольевич [A.] Гришин [Grishin]

ведущий инженер ООО «Газ-Проект-Инжиниринг», e-mail: lowrat@mail.ru

Вячеслав [Vyacheslav] Владимирович [V.] Терешкин [Tereshkin]

студент кафедры электромеханики Уфимского государственного авиационного технического университета, e-mail: stierishkin@mail.ru

Литература

1. Chan C.C. The State of the Art of Electric, Hybrid and Fuel Cell Vehicles // Proc IEEE. 2007. V. 95. No. 4. Pp. 704—718.
2. Chan C.C., Bouscayrol A., Chen K. Electric, Hybrid, and Fuel-cell Vehicles: Architectures and Modeling // IEEE Trans. Vehicular Technol. 2010. V. 59. No. 2. Pp. 589—598.
3. Global E.V. Outlook: Understanding the Electric Vehicle Landscape to 2020, Apr. 2013 [Электрон ресурс] www.iea.org/publications/globalevoutlook_2013.pdf (дата обращения 06.10.2020).
4. Williamson S., Smith S. Pulsating Torque and Losses in Multiphase Induction Machines // IEEE Trans. Indust. Appl. 2003. V. 39. No. 4. Pp. 986—993.
5. Duran M.J., Barrero F.J., Toral S.L. Multi-phase Space Vector Pulse Width Modulation: Applications and Strategies // Proc. Int. Conf. Renewable Energies and Power Quality. 2007. № 5. Pp. 1—7.
6. Space Vector Pulse Width Modulation MSS Software Implementation User Guide, Microsemi [Электрон ресурс] www.microsemi.com/document-portal/doc_view/133495-space-vector-pulse-width-modulation-mss-software-implementation-user-guide (дата обращения 09.09.2019).
7. Texas Instruments Inc. Appl. Rep. Space-Vector PWM with TMS320C24x/F24x Using Hardware and Software Determined Switching Patterns [Офиц. сайт] www.ti.com/lit/an/spra524/spra524.pdf (дата обращения 09.09.2019).
8. Guzman H. e. a. Application of DSP in Power Conversion Systems — a Practical Approach for Multiphase Drives [Электрон ресурс] www.cdn.intechopen.com/pdfs-wm/48835.pdf (дата обращения 09.09.2019).
9. Томасов В.С., Усольцев А.А., Вертегел Д.А., Денисов К.М. Исследование пульсаций электромагнитного момента в прецизионном сервоприводе при синусоидальной широтно-импульсной модуляции // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2019. Т. 19. № 2. С. 359—368.
10. Усольцев A.A. Современный асинхронный электропривод оптико-механических комплексов. СПб.: Изд-во ИТМО, 2011.
11. Калачев Ю.Н. Векторное регулирование (заметки практика) [Офиц. сайт] www.avislab.com/blog/wpcontent/uploads/2016/11/Vector_Kalachev.pdf (дата обращения 09.09.2019).
12. Ле Д.Т., Аверин С.В. Формирование векторной широтно-импульсной модуляции с исключением сквозных токов в трехфазном мостовом инверторе // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23. № 4. С. 155—163.
13. Ле Д.Т., Аверин С.В. Оптимизация алгоритмов коммутации в инверторах с векторной ШИМ // Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23. № 3. С. 155—164.
14. Голубев А.Н., Игнатенко C.B. Влияние числа фаз статорной обмотки асинхронного двигателя на его виброшумовые характеристики // Электротехника. 2000. № 6. С. 28—31.
15. Голубев А.Н., Игнатенко C.B. Многофазный асинхронный электропривод в аномальных режимах работы // Электротехника. 2001. № 10. С. 17—22.
16. Бабаев М.Б., Голубев А.Н., Игнатенко C.B. Влияние числа фаз на пульсации момента и виброшумовые характеристики АД // Тез. докл. II Междунар. конф. по электромеханике и электротехнологиям. Алушта, 1996. С. 150—152.
17. Терешкин В.М. Теоретическое обоснование возможности снижения вибраций электромагнитного происхождения в пятифазной машине переменного тока по сравнению с трехфазной машиной // Вестник Московского авиационного института. 2018. Т. 25. № 4. С. 229—239.
18. Терешкин В.М., Гришин Д.А., Макулов И.А. Установка для экспериментальных исследований многофазных электромеханических систем // Записки Горного института. 2019. Т. 240. С. 678—685.
19. Терешкин В.М., Гришин Д.А., Макулов И.А. Элементы теории многофазных вентильных электромеханических систем // Электротехника. 2019. № 10. С. 56—61.
20. Терешкин В.М., Аитов И.Л., Сергеев Н.А. Исследования алгоритмов управления многофазных мостовых преобразователей // Электротехника. 2020. № 6. С. 17—23.
---
Для цитирования: Терешкин В.М., Аитов И.Л., Гришин Д.А., Терешкин В.В. Пульсация потенциала общей точки трехфазной и пятифазной обмоток двигателя относительно «нуля» преобразователя // Вестник МЭИ. 2021. № 2. С. 51—59. DOI: 10.24160/1993-6982-2021-2-51-59.
#
1. Chan C.C. The State of the Art of Electric, Hybrid and Fuel Cell Vehicles. Proc IEEE. 2007;95;4:704—718.
2. Chan C.C., Bouscayrol A., Chen K. Electric, Hybrid, and Fuel-cell Vehicles: Architectures and Modeling. IEEE Trans. Vehicular Technol. 2010;59;2:589—598.
3. Global E.V. Outlook: Understanding the Electric Vehicle Landscape to 2020, Apr. 2013 [Elektron Resurs] www.iea.org/publications/globalevoutlook_2013.pdf (Data Obrashcheniya 06.10.2020).
4. Williamson S., Smith S. Pulsating Torque and Losses in Multiphase Induction Machines. IEEE Trans. Indust. Appl. 2003;39;4:986—993.
5. Duran M.J., Barrero F.J., Toral S.L. Multi-phase Space Vector Pulse Width Modulation: Applications and Strategies. Proc. Int. Conf. Renewable Energies and Power Quality. 2007;5:1—7.
6. Space Vector Pulse Width Modulation MSS Software Implementation User Guide, Microsemi [Elektron Resurs] www.microsemi.com/document-portal/doc_view/133495-space-vector-pulse-width-modulation-mss-software-implementation-user-guide (Data Obrashcheniya 09.09.2019).
7. Texas Instruments Inc. Appl. Rep. Space-Vector PWM with TMS320C24x/F24x Using Hardware and Software Determined Switching Patterns [Ofits. Sayt] www.ti.com/lit/an/spra524/spra524.pdf (Data Obrashcheniya 09.09.2019).
8. Guzman H. e. a. Application of DSP in Power Conversion Systems — a Practical Approach for Multiphase Drives [Elektron Resurs] www.cdn.intechopen.com/pdfs-wm/48835.pdf (Data Obrashcheniya 09.09.2019).
9. Tomasov V.S., Usol'tsev A.A., Vertegel D.A., Denisov K.M. Issledovanie Pul'satsiy Elektromagnitnogo Momenta v Pretsizionnom Servoprivode pri Sinusoidal'noy Shirotno-impul'snoy Modulyatsii. Nauchno-tekhnicheskiy vestnik Informatsionnykh Tekhnologiy, Mekhaniki i Optiki. 2019;19;2:359—368. (in Russian).
10. Usol'tsev A.A. Sovremennyy Asinkhronnyy Elektroprivod Optiko-mekhanicheskikh Kompleksov. SPb.: Izd-vo ITMO, 2011. (in Russian).
11. Kalachev Yu.N. Vektornoe Regulirovanie (Zametki Praktika) [Ofits. Sayt] www.avislab.com/blog/wpcontent/uploads/2016/11/Vector_Kalachev.pdf (Data Obrashcheniya 09.09.2019). (in Russian).
12. Le D.T., Averin S.V. Formirovanie Vektornoy Shirotno-impul'snoy Modulyatsii s Isklyucheniem Skvoznykh Tokov v Trekhfaznom Mostovom Invertore. Vestnik Moskovskogo Aviatsionnogo Instituta. 2016;23;4:155—163. (in Russian).
13. Le D.T., Averin S.V. Optimizatsiya Algoritmov Kommutatsii v Invertorakh s Vektornoy SHIM. Vestnik Moskovskogo Aviatsionnogo Instituta. 2016;23;3:155—164. (in Russian).
14. Golubev A.N., Ignatenko C.B. Vliyanie Chisla Faz Statornoy Obmotki Asinkhronnogo Dvigatelya na Ego Vibroshumovye Kharakteristiki. Elektrotekhnika. 2000;6:28—31. (in Russian).
15. Golubev A.N., Ignatenko C.B. Mnogofaznyy Asinkhronnyy Elektroprivod v Anomal'nykh Rezhimakh Raboty. Elektrotekhnika. 2001;10:17—22. (in Russian).
16. Babaev M.B., Golubev A.N., Ignatenko C.B. Vliyanie Chisla Faz na Pul'satsii Momenta i Vibroshumovye Kharakteristiki AD. Tez. dokl. II Mezhdunar. Konf. po Elektromekhanike i Elektrotekhnologiyam. Alushta, 1996:150—152. (in Russian).
17. Tereshkin V.M. Teoreticheskoe Obosnovanie Vozmozhnosti Snizheniya Vibratsiy Elektromagnitnogo Proiskhozhdeniya v Pyatifaznoy Mashine Peremennogo Toka po Sravneniyu s Trekhfaznoy Mashinoy. Vestnik Moskovskogo Aviatsionnogo Instituta. 2018;25;4:229—239. (in Russian).
18. Tereshkin V.M., Grishin D.A., Makulov I.A. Ustanovka dlya Eksperimental'nykh Issledovaniy Mnogofaznykh Elektromekhanicheskikh Sistem. Zapiski Gornogo Instituta. 2019;240:678—685. (in Russian).
19. Tereshkin V.M., Grishin D.A., Makulov I.A. Elementy Teorii Mnogofaznykh Ventil'nykh Elektromekhanicheskikh Sistem. Elektrotekhnika. 2019;10:56—61. (in Russian).
20. Tereshkin V.M., Aitov I.L., Sergeev N.A. Issledovaniya Algoritmov Upravleniya Mnogofaznykh Mostovykh Preobrazovateley. Elektrotekhnika. 2020;6:17—23. (in Russian).
---
For citation: Tereshkin V.M., Aitov I.L., Grishin D.A., Tereshkin V.V. Three-Phase and Five-Phase Motor Windings Common Point Potential Ripple with Respect to the Converter Zero Terminal. Bulletin of MPEI. 2021;2:51—59. (in Russian). DOI: 10.24160/1993-6982-2021-2-51-59.
Опубликован
2020-08-20
Раздел
Электротехнические комплексы и системы (05.09.03)